Химчистка испортила вещи. Что делать, рассказывают юристы

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Именно эти слова приходят на ум, когда к юристу приходит очередной клиент, которому испортили вещи в химчистке. Казалось бы, кто лучше химчистки справится с деликатными вещами. Но, как говорится, иногда нашими благими намерениями выложена дорога в ад.

Юристы Юридического бюро Алексея Михайлова рассказали, что делать, если в химчистке испортили вещи.

Как обезопасить себя в химчистке

При передаче вещи в химчистку подписывается договор, чаще всего в форме квитанции, где указывается наименование, комплектность и прочие моменты для идентификации изделия. В нем также указывают состояние и дефекты — уже тут у опытных юристов в Москве могут появиться вопросы. Часто сотрудники указывают неудовлетворительное состояние, наперед снимая с себя ответственность. Когда будут возвращать, так и скажут: “У вас же в квитанции написано, что пальто со стопроцентным износом? Вот и получите! Зато теперь оно чистое”. Так что, читайте то, что подписываете, и если сотрудник на белое пишет черное, не ждите проблем, а сразу меняйте химчистку.

Перед тем, как подписать документы о получении вещи из химчистки, тщательно осмотрите ее вплоть до пересчета количества пуговиц. Если подпишите документы, не указав замечаний по качеству оказанных услуг, то будете устранять недостатки сами и юрист в Долгопрудном (вашем городе) вам вряд ли тут поможет. Изделие, которое возвращает химчистка, должно быть в нормальном состоянии и той же комплектности. К примеру, если на вещи появились пятна, разрывы или не хватает пуговиц, то это основание для претензий к химчистке. В таком случае подписывать документы о получении вещи из химчистки нельзя — указывайте замечания.

Что делать, если химчистка испортила вещи

Если химчистка испортила пуховик, пальто, куртку или любую другую вещь, пишите претензию, в которой требуйте на свой выбор:

а) устранение недостатков за счет химчистки;

б) замену испорченной на вещь аналогичного качества или возмещение ее стоимости в двукратном размере;

в) уменьшение стоимости услуг на сумму ущерба;

г) возмещение ваших затрат, если вы устранили недостатки своими силами.

Одной из проблем будет вопрос стоимости, так как доказать, что, к примеру, испортили куртку в химчистке за 50 тысяч рублей, а не за тысячу-две, будет трудно. По закону о защите прав потребителей стоимость вещей, которые переданы в химчистку, нужно указывать в квитанции. Если же стоимость изделия не указана, то придется доказывать ее другим способом, к примеру, предоставив чеки на вещи или показав стоимость аналогичного товара.

Если у химчистки нет специальной формы (чаще всего составляется отдельный акт или делается отметка в квитанции), можете писать претензию сразу от руки, “не отходя от кассы”. Снимите с претензии копию или напишите ее в двух экземплярах, чтобы сотрудник расписался в том, что получил ее (поставил должность, ФИО, дату и подпись). Если вы хотите предварительно проконсультироваться с юристом по защите прав потребителей, можете написать претензию не сразу, а потом, и отправить ее по почте ценным письмом с описью вложения. Но если химчистка отказывается фиксировать факт порчи вещи, забирать ее из пункта приема не стоит.

Что делать, если химчистка отказала

В законе указано, что на уменьшение стоимости услуги у химчистки есть 10 дней; замену испорченной вещи на новую аналогичную или возмещение ее двукратной стоимости – 3 дня; устранение недостатков за свой счет – в разумный срок; ответ на претензию или отказ – 10 дней с момента получения.

По своему опыту мы видим, если цена вопроса высока, химчистки игнорируют требования и клиентам приходится идти к юристу по правам потребителей на консультацию, а затем в суд. Не надо бояться суда: во-первых, иски потребителей на сумму до миллиона рублей освобождены от уплаты госпошлины, а, во-вторых, суды часто идут навстречу потребителям.

В иске указывайте те же требования, что и в претензии, добавив к сумме затраты на адвоката по правам потребителя и остальные траты в связи с иском, неустойку в размере 50%, моральный ущерб. Приложите квитанцию о сдаче вещи в химчистку, претензию и ответ на нее (если он был), чеки или другие документы, которые подтверждают стоимость испорченной вещи или аналогичной, работ по устранению недостатков и прочее.

Дополнительно обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор. Ее можно также отправить по почте или подать в электронном виде на сайте.

Больше о спорах с химчисткой и юридическая консультация по телефону +7(495) 969-77-44 в Москве, Долгопрудном и Подмосковье.