Кто несет ответственность за вещи клиентов кафе и ресторанов

Часто персонал заведений просит клиентов снять теплую одежду и оставить ее на вешалке при входе в бар, кафе или ресторан. Но тут незадача — если ее украдут, порвут или прольют кофе, платить за вещь никто не будет. Администрация заявит, что они — не камера хранения, а просто пошли вам навстречу, так что взятки гладки.

Юристы Юридического бюро Алексея Михайлова рассказали, кто прав, а кто виноват в такой ситуации.

Что говорит буква закона

В этом вопросе не все так просто. С одной стороны, есть норма закона, что обязывает заведения, где нет гардероба, но есть специальные места для хранения верхней одежды, зонтов и сумок клиентов, предпринимать меры для их сохранности. С другой стороны, любой опытный юрист в Москве расскажет вам, что практика российских судов в этом вопросе неоднозначна. В некоторых случаях суды исходят из того, что вешалки и разные укромные места нельзя считать специально отведенным местом для хранения вещей клиентов, так что заведение ответственность за их сохранность не несет.

Несмотря на такую практику, в целом, суды исходят из того, что если в заведении есть специальные места для хранения вещей, то оно предлагает клиентам оферту — получить бесплатную услугу хранения одежды, рюкзака или зонта на то время, пока он получает услуги заведения. Оставляя вещи, клиент акцептует оферту, перекладывая тем самым ответственность за сохранность своих вещей на заведение. Но наши юристы в Долгопрудном обращают ваше внимание на тот момент, что если вы ушли из заведения и забыли свою куртку или рюкзак, то администрация будет нести ответственность только если был умысел или грубая неосторожность.

Сколько заведение заплатит за утрату или порчу

При утрате вещи заведение несет ответственность в пределах ее цены. При повреждении, к примеру, одежду порвали, на ней появились пятна, она упала с вешалки на пол и по ней кто-то прошелся — в размере суммы, на которую снизилась стоимость испорченного изделия (чаще всего эта сумма приравнивается к стоимости ремонта). Если повреждения существенные, клиент может требовать от заведения компенсацию полной стоимости вещи. К тому же, клиент имеет право требовать компенсацию убытков в связи с утратой или порчей вещи и морального вреда, а если ему пришлось обращаться к адвокату и идти в суд, то еще и затрат на адвоката и судебные издержки.

Когда кафе или ресторан не будут платить

Заведение не отвечает за ценные вещи, которые клиент оставил без присмотра. К примеру, если вы оставили в кармане куртки бумажник и повесили его на вешалку, то после кражи ничего не получите. Или оставили у стойки рюкзак, в котором находится ноутбук. За все предметы, которые можно отнести к категории «ценных », заведение не отвечает. Кстати, в эту категорию вписывается телефон, и, если его украдут, так тому и быть. Так что наши адвокаты в Долгопрудном советуют быть внимательными.

Что делать, если заведение не платит

В идеале — звонить адвокату в Москве (вашем городе). По своему опыту мы видим, что получить деньги за украденные в заведении вещи трудно, а испорченные — в стократ труднее. Одна из главных проблем — зафиксировать факт утраты или порчи, и если с утратой все понятно (надо вызывать полицию), то с порчей придется искать посетителей, которые согласятся быть свидетелями. И это только первая проблема, с которой вы столкнетесь, а ведь надо доказать стоимость вещи, размер убытков и морального вреда.

Остались вопросы? Звоните — консультация юриста по телефону +7(495) 969-77-44 в Москве, Долгопрудном и Подмосковье.