Расчет картой стал настолько привычным, что в салоне красоты, на автомойке или в кафе, мы не спрашиваем, есть терминал или нет. Но тех, кто носит в бумажнике только карманные деньги и повсюду платит картой, подстерегают сюрпризы, когда услугу получил, а карту не принимают, и наличных нет.
— Установка платежного терминала — обязанность или право заведения?
— Право, так что администрация заведения сама решает, нужен он или нет. В мегаполисах терминалы есть практически повсюду, но бывает так, что по каким-то причинам они не работают, к примеру, сломалось оборудование или появились какие-то проблемы со связью. Вот тут клиентов и поджидает “сюрприз” — они рассчитывают заплатить картой, а им в ответ: “Извините, карты не принимаем”. Если с собой есть наличные — не проблема, а если их нет?
— Должны ли как-то сотрудники заведения предупредить, что терминал не работает? Ведь клиент увидит логотип платежных систем и решит, что картой оплатить можно.
— Да, конечно, ведь речь идет об условиях расчета. Должно висеть объявление на видном месте, по-хорошему об этом должен устно предупредить еще и персонал — администратор на стойке или официант. В законе такой пункт прямо не прописан, но есть Закон “О защите прав потребителей” — на него и ссылайтесь.
— Что делать, если персонал ничего не сказал, объявления нет или оно висит в дальнем углу?
— Скандала не избежать: заведение будет требовать деньги, клиент — негодовать. В такой ситуации все-таки лучше успокоиться и прийти к компромиссу, к примеру, сделать перевод с карты на карту или пойти в ближайший банкомат.
— Что делать, если администрация заведения требует в залог паспорт, водительское удостоверение или другие документы?
— Звонить в полицию или юристу в Москве (в другом городе, в котором вы живете). Дело в том, что подобные действия можно квалифицировать как административное правонарушение (“незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина, или принятие документа ... в залог”).
— А если дело дойдет до того, что клиента не будут выпускать из заведения, требуя чтобы кто-то привез ему деньги?
— Тоже звонить в полицию или юристу в Москве в Юридическое бюро Алексея Михайлова. Подобные действия уже можно квалифицировать как уголовное преступление.
— Что делать, если, звучит глупо, но все же, заставляют “отработать”? К примеру, мыть посуду или убирать.
— Эти действия тоже могут быть квалифицированы как уголовное преступление. Если вы не согласны на такое, отказывайтесь, а если администрация заведения настаивает, вам придет на выручку консультация юриста по телефону или сам юрист “живьем”, ну или полиция.
— Что делать, если желания идти на компромисс нет ни у одной стороны?
— Заведение имеет право вызвать полицию, чтобы зафиксировать факт неуплаты и установить личность клиента. А потом юрист по гражданским делам должен будет составить иск и подать его в суд.
— И что дальше?
— Конечно, во всей этой ситуации виновато заведение, но мы не советуем доводить дело до суда. Если услуга была предоставлена, с вероятностью 99,99% суд обяжет за нее заплатить. Заведение еще может “дорисовать” к счету свои затраты на юриста, который ведет дело в суде — они, конечно, спорные, ведь до суда дошло по вине заведения, но нет гарантии, что их не спишут с клиента. Принципы принципами, но в интересах самого клиента заплатить до суда.
— Как-то можно привлечь к ответственности заведение?
— С хорошим юристом — конечно. Можете сделать это и сами, получив исчерпывающую консультацию юриста в Москве (или вашем городе). Или написать жалобу в Роспотребнадзор — все-таки идет речь о нарушении прав потребителя. Можно еще написать в налоговую, ведь часто заведения не используют терминал для того, чтобы не проводить платежи через кассу.
Больше информации о правах потребителя по телефону — звоните (495) 969-77-44. Если вам нужен юрист по защите прав потребителя, позвоните нам и запишитесь на консультацию.