Ситуация, когда заёмщику после нескольких просроченных платежей по кредиту и напоминаний банка начинают звонить коллекторы – банальна. Некоторые общие правила о том, что говорить коллекторам и как действовать, объяснят специалисты нашего юридического бюро.
Почему вместо сотрудника банка звонят коллекторы
Банк может решить, что самому добиваться возвращения долга от нерадивого заёмщика слишком хлопотно и передаёт это право коллекторам. Осуществляется это двумя способами:
-
Банк по договору цессии продаёт долг заёмщика коллекторскому агентству, которому заёмщик обязан впредь перечислять деньги в счёт погашения кредита;
-
Банк заключает с коллекторами агентский договор на право истребования долгов заёмщика, но деньги заёмщик перечисляет банку.
В обоих случаях заёмщик общается уже только с коллекторами.
Кто это такой - коллектор
С 2017 года действует закон № 230 – ФЗ, регулирующий обязанности, права и ответственность коллекторов - сотрудников аккредитованных агентств, решающих проблемы возврата задолженности.
Способы общения коллекторов с должниками
Закон оставляет коллектору следующие формы взаимодействия с должником – по телефону, посредством писем на e-mail или СМС – сообщений, посредством личных контактов.
Правила общения коллектора с должником
Закон определяет временные рамки для общения:
Телефонные звонки:
В будни – с 8-00 до 22-00 местного времени места пребывания должника;
В нерабочие дни – с 9-00 до 20-00;
В день – только 1 раз;
В течение недели – до 2 раз;
В течение месяца – до 8 раз.
Сообщения любого вида:
В будни – с 8-00 до 22-00;
В нерабочие дни – с 9-00 до 20-00;
В день – только 2 раза;
В течение недели – до 4 раз;
В течение месяца – до 16 раз.
При любом способе коллектор обязан представиться и сообщить название коллекторского агентства.
Личные встречи:
Допускается назначение 1 личной встречи максимум в неделю в офисе агентства или на дому у заёмщика. Консультация юриста поможет выстроить правильную линию общения с представителями коллекторского агентства.
Возможны и другие способы взаимодействия должника с коллектором, если таковые были определены положениями кредитного договора.
Коллекторам запрещено
-
звонить в необозначенное законом время;
-
скрывать свою фамилию, номер телефона и название агентства;
-
представляться сотрудником органов государственной власти;
-
применять меры психологического или физического воздействия, угрожать жизни и здоровью;
-
сообщать ложные данные о сроках погашения и размере долга;
-
сообщать информацию о долге и персональные данные должника сторонним лицам;
-
угрожать причинением имущественного вреда должнику или производить оный.
Когда коллектор звонит знакомым и родственникам
Коллектор может звонить близким должника только в случае, если они выступают в качестве поручителей при заключении кредитного договора.
Если же некое третье лицо согласно помочь должнику, то заёмщик оформляет письменное согласие на предоставление этому лицу информации о задолженности и права коллектору общаться с вышеозначенным лицом.
Звонок коллектора по чужому кредиту
Звонки коллекторов по чужим долгам неправомерны, за исключением случаев, когда заёмщик является:
-
Наследником скончавшегося должника;
-
Поручителем по заключённому родственником кредитному договору;
-
Или же состоит в официальном браке с заёмщиком.
Звонки коллекторов по выплаченному кредиту
Подобные звонки объясняются элементарной халатностью или технической ошибкой сотрудников банка. Необходимо спокойно сообщить о погашении кредита и о наличии соответствующей справки из банка, а также выписки по кредитному счёту. Справки и выписки можно получить в банке.
О чём и как говорить с коллекторами
Звонок коллектора в случае просроченных платежей по кредиту обычно неожиданен и неприятен, но это - обыденное явление. Практика нашего юридического бюро, к которому обращаются испуганные звонком коллектора должники, показывает, что дело можно решить с минимальными издержками для заёмщика. Специалисты при юридической консультации советуют общаться с коллекторами подчёркнуто вежливо и спокойно:
-
Запишите фамилию и должность звонящего и название представляемого им агентства;
-
Выясните размер задолженности, график погашения и прочие условия, а также запросите копию договора цессии или агентского договора;
-
Выясните у коллектора предложения агентства по погашению долга;
-
Предложите свой вариант графика платежей или даже дисконта;
-
Для анализа информации перенесите следующий контакт с агентством на более удобное для вас время.
Проверьте наличие аккредитации коллекторского агентства по реестру ФССП, то есть законность его действий. Аккредитованные агентства заинтересованы в возврате долгов, учитывают интересы заёмщиков и действуют в рамках закона.
Получив и проанализировав информацию, примите решение о своих дальнейших действиях. Существенную помощь окажет и консультация юриста.
Что не стоит делать в случае звонков коллекторов
Бесполезно игнорировать звонки, сообщения коллекторов и скрываться. Дело может дойти до суда, а суд гарантированно примет решение о взыскании долга деньгами или имуществом.
В общем случае коллекторские агентства стараются предоставить заёмщику дополнительные шансы решить свои финансовые проблемы. Профессиональные коллекторы проявляют лояльность и уважение по отношению клиенту.
Как действовать в случае звонков недобросовестных коллекторов
Однако по информации юр бюро некоторые коллекторы до сих пор допускают в отношении должников незаконные действия – ночные звонки, угрозы, оповещение третьих лиц о персональных данных заёмщика. Чтобы прекратить это безобразие, необходимо заявить об этом в объединение коллекторских агентств «Н А П К А» через сайт http://zhaloba.napca.ru/ или же обратиться в полицию.
Подробную информацию обо всех тонкостях взаимоотношений с коллекторами, особенно нарушающими закон, можно получить, обратившись за юридической консультацией к специалистам нашего юридического бюро.
Звоните по телефону 8 (495) 969-77-44 или оставьте заявку на сайте.
Мы работаем в Долгопрудном, Москве и Подмосковье.