Что делать при замене туроператором отеля

Случаются ситуации, когда туристам по прибытии к месту отдыха предлагается заменить отель на равноценный под предлогом отсутствия мест в заранее забронированном. Конечно, это портит настроение, поскольку турист тщательно выбирал и бронировал отель и, следовательно, рассчитывал и на определённый вид из окна. Но вполне возможно, что таким образом туроператор просто заполняет номера отелей, незагруженных по тем или иным причинам.

Разобраться с турфирмами помогает опыт путешественников, попадавших в похожие ситуации и советы юристов по защите прав потребителей нашего юридического бюро.

Пример реальной ситуации

Рассмотрим ситуацию, в которую некогда попал гражданин Олег В.  На время новогодних выходных он с семьёй выехал отдохнуть на популярный курорт в Юго-Восточной Азии. Через турфирму была приобретена путёвка и забронированы номера в  отеле. Но уже на месте представитель турфирмы предложил Олегу разместиться в другом пятизвёздочном отеле, мотивируя это полной занятостью бронированного отеля внезапно приехавшими китайскими туристами. Олег тут же зашёл на сайт отеля и выяснил, что свободные номера есть, оплатил номера «из своих» и заселился.

По возвращении в Россию, он обратился за консультацией к юристу по защите прав потребителя. Был подан иск в суд на турфирму, в которой Олег покупал путёвки. Исковое заявление содержало требования возмещения:

  • Полной изначальной стоимости путёвок;

  • Возместить  повторной оплаты номеров;

  • Денежной компенсации морального вреда.

Требования возмещения полной стоимости и остальные пункты иска Олег объяснил тем, что туроператор своим «сюрпризом» нарушил положения договора, что явилось явным несоответствием применяемой к услуге требованиям. Ведь другие варианты размещения с ним не были согласованы и им не были подписаны.

Суды первой и второй инстанции отказали в возмещении полной стоимости путёвки туроператором.

По остальным пункта иска суды во мнении разошлись.

Решение суда первой инстанции

В возмещении повторной оплаты номеров суд первой инстанции отказал. Суд обосновал это тем, что в договоре был прописан как исключительный случай вариант замены отеля на равноценный. А Олег не доказал суду, что другой предложенный отель уступал по качеству забронированному. Поэтому повторная оплата номеров не была вынужденной и не подлежала возмещению.

Решение суда второй инстанции

Суд второй инстанции принял решение в пользу Олега, пояснив, что замена отеля, предусмотренная договором, не освобождает турфирму от ответственности за размещение туриста в другом месте, не оговорённом в договоре. Место размещения является важной статьёй договора и не может быть изменено без согласования с заказчиком. Турфирма должна была прописать в договоре список отелей для размещения туриста в исключительных случаях и ознакомить туриста с этим списком под подпись. Поскольку этого не было сделано, турфирма нарушила права потребителя и согласно решению суда была обязана:

  • Возместить Олегу расходы на повторную оплату номеров;

  • Выплатить Олегу компенсацию морального вреда – но частично;

  • Оплатить штраф в сумме 50% от указанных выше сумм.

Штраф, даже не заявленный истцом,  назначается автоматически в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей». Суд второй инстанции вынес частное определение по поводу порядка доказывания. Именно туроператор должен был доказать, что предлагаемый на замену отель не хуже первоначально выбранного, и что возможности размещения туриста в первоначально забронированном отеле не было по исключительным обстоятельствам. Этого сделано не было, и турфирма понесла заслуженное наказание.

Ситуация разрешилась благодаря грамотной и своевременной консультации юристов.

На заметку туристу

Если вам предлагают поселиться в другой, не выбранный вами отель по причине его занятости, необходимо действовать одним из следующих способов:

  • Попытайтесь «наехать» на представителя туроператора, заявив о своей юридической осведомлённости  в подобных вопросах и о санкциях, грозящих туроператору. Возможно, проблема тут же будет разрешена.

  • Один из вариантов – оплатить номера в отеле из своих средств, как это сделал Олег В., а после возвращения из турпоездки истребовать через суд возмещения расходов, выплаты компенсации морального вреда и штрафа.

  • Перед оплатой номеров отеля убедитесь, что его основные параметры  - удалённость от пляжа, удалённость от инфраструктуры, расположение, и количество звёзд не хуже забронированного заранее. Такая информация сейчас доступна в открытых источниках.

  • Если проблема не решается миром, и нет уверенности в варианте оплаты номеров из своих средств – стоит согласиться с предложенной туроператором заменой отеля. Как говорил Конфуций: «Не можете изменить ситуацию – измените отношение к ней». Отели бывают разные, а море и достопримечательности вокруг остаются всё теми же.

Обращайтесь за помощью в наше юридическое бюро по телефону 8 (495) 969-77-44.

Мы работаем в Долгопрудном, Москве, и Подмосковье.