Покупка бракованного или неподходящего товара, а после внезапное исчезновение магазина и продавца – ситуация, которая вгоняет в ступор. Иногда бизнес банально обанкротился или закономерно ликвидирован недобросовестным продавцом в попытке посредством махинации обмануть потребителя. Однако не следует отчаиваться раньше времени. Факт прекращения предпринимательской деятельности не является основанием для снятия ответственности перед покупателем. О том, как вернуть деньги в этом случае, расскажут юристы нашего бюро.
КОГДА МОЖНО ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ
Сперва обозначим условия, при которых возврат денег за товар возможен:
Некачественным товар признается при обнаружении недостатков, наличие которых не было обозначено продавцом в момент покупки. Если факт наличия недостатков спорный, то его устанавливает экспертиза.
Если срок годности не установлен, то товар можно вернуть в течение 2 лет после покупки.
Покупатель может вернуть такой товар в течение 14 дней после покупки по следующим причинам: не подошла форма, фасон, размер, цвет, габариты или комплектация. Если купленная одежда «старомодна» или «не радует глаз» – это не основание для возврата товара, поэтому необходимо выбрать одну из вышеперечисленных причин, которая впоследствии прописывается в договоре обмена.
Покупка должна иметь товарный вид и не утратить своих потребительских свойств. Все пломбы и ярлыки должны быть сохранены.
-
Если товар некачественный, и у него не истек гарантийный срок или срок годности.
Некачественным товар признается при обнаружении недостатков, наличие которых не было обозначено продавцом в момент покупки. Если факт наличия недостатков спорный, то его устанавливает экспертиза.
Если срок годности не установлен, то товар можно вернуть в течение 2 лет после покупки.
-
Если товар качественный, однако аналогичного товара для замены нет в наличии.
Покупатель может вернуть такой товар в течение 14 дней после покупки по следующим причинам: не подошла форма, фасон, размер, цвет, габариты или комплектация. Если купленная одежда «старомодна» или «не радует глаз» – это не основание для возврата товара, поэтому необходимо выбрать одну из вышеперечисленных причин, которая впоследствии прописывается в договоре обмена.
Покупка должна иметь товарный вид и не утратить своих потребительских свойств. Все пломбы и ярлыки должны быть сохранены.
-
Если он не попадает в список товаров, которые не подлежат возврату.
Например, нижнее белье, средства личной гигиены, посуда (полный список можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ № 2463).
-
Во всех вышеперечисленных случаях наличие товарного или кассового чека необязательно. Но в случае его отсутствия доказать покупку в конкретном магазине нужно будет с помощью свидетелей.
С КОГО ТРЕБОВАТЬ ДЕНЬГИ
Чтобы получить деньги обратно, необходимо договориться с продавцом или написать на него претензию, если он не идет на контакт.
Рассмотрим следующие ситуации:
В этом случае необходимо прийти в любой другой магазин этой сети. Однако некоторые бренды могут работать по франшизе. Это означает, что название магазина и ассортимент одинаковые, а субъекты предприятия разные. Соответственно, юридические лица, ответственные за продажу, тоже разные.
Если продавец другой, то нужно проверить юридические данные выпиской из ЕГРЮЛ или из ФНС и отправить по месту регистрации претензию заказным письмом (сейчас это можно сделать электронно через госуслуги). Продавец обязан будет ответить на него в течение 10 дней.
Ищем продавца с помощью ЕГРЮЛ, ЕГРИП или ФНС. Аналогично предыдущему варианту отправляем претензию заказным письмом.
Если продавец снят с учета юридических лиц, то ответственность перед покупателем несут: импортер, индивидуальный предприниматель, организация или производитель. Поскольку у крупных компаний ответственность распределяется между несколькими лицами, то претензию можно написать на одно из них.
-
Один из сетевых магазинов закрылся.
В этом случае необходимо прийти в любой другой магазин этой сети. Однако некоторые бренды могут работать по франшизе. Это означает, что название магазина и ассортимент одинаковые, а субъекты предприятия разные. Соответственно, юридические лица, ответственные за продажу, тоже разные.
Если продавец другой, то нужно проверить юридические данные выпиской из ЕГРЮЛ или из ФНС и отправить по месту регистрации претензию заказным письмом (сейчас это можно сделать электронно через госуслуги). Продавец обязан будет ответить на него в течение 10 дней.
-
Если закрылся не сетевой магазин, а единственный в своем роде.
Ищем продавца с помощью ЕГРЮЛ, ЕГРИП или ФНС. Аналогично предыдущему варианту отправляем претензию заказным письмом.
Если продавец снят с учета юридических лиц, то ответственность перед покупателем несут: импортер, индивидуальный предприниматель, организация или производитель. Поскольку у крупных компаний ответственность распределяется между несколькими лицами, то претензию можно написать на одно из них.
-
Если магазин закрылся, а единственный продавец снят с учета юридических лиц.
Несмотря на то что бывший ИП утратил свой статус, он все равно несет ответственность перед покупателем.
Ищем бывшего продавца с помощью ФНС или смотрим в интернете по данным ИНН или ОГРНИП и проделываем аналогичную процедуру с претензией. Если претензия не помогла, то вопрос можно решить через суд общей юрисдикции.
Если у бывшего предпринимателя нет денег, то в счет уплаты долга у него заберут имущество. Если он работает официально и получает белую зарплату, то бухгалтер ежемесячно будет отправлять 50% процентов его зарплаты судебным приставам, которые впоследствии передадут деньги обманутому покупателю.
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Основная проблема потребительских конфликтов заключается в нежелании бумажной волокиты и неверие в собственные силы. Однако, если вы оказались обмануты, а товар дорогостоящий, то необходимо бороться за свои права. Это можно сделать вполне успешно, если вы работаете с нами.
Если у вас возникла проблема с неудачной покупкой или необходима консультация специалиста – вы можете обратиться в наше юридическое бюро. Мы работаем в Москве, Долгопрудном и Подмосковье.
По возникшим вопросам вы можете обратиться по телефону 8 (495) 969-77-44 или оставить заявку на нашем сайте.