По договорам франшизы продавец обещает одно, но на деле выходит другое. Покупатель рассчитывает купить готовый бизнес и подзаработать, а в итоге сталкивается с проблемами и несет убытки. Юристы Юридического бюро Алексея Михайлова рассказали о самых фатальных ошибках.
Ошибка 1 – Не тот договор
Основной договор для передачи прав на франшизу — франчайзинга или коммерческой концессии. По нему покупатель получает все — от “А” до “Я” начиная с обучения и заканчивая оборудованием. Но этот договор можно заключить только в случае, если есть регистрация товарного знака. Если нет, стороны подписывают договор:
-
Лицензионный (на сайты, приложения, ПО);
-
Оказания услуг (на консультации и обучение покупателя);
-
Смешанный.
На практике договор франчайзинга — прерогатива крупных компаний, которые работают в полном соответствии с законом. Так как эта регистрация — дорогое удовольствие, которое занимает 1,5–2 года, молодые компании предпочитают работать по смешанным договорам. Такой подход таит в себе много опасностей для покупателя, но на практике это мало кого останавливает.
Ошибка 2 – Тот договор, но нет регистрации торговой марки
Юристам Москвы часто попадаются в работу кейсы, когда стороны подписали договор франчайзинга, а потом выяснилось, что регистрации торговой марки не было. Так что перед тем, как поставить подпись, советуем проверить:
-
Права продавца на торговую марку;
-
Продавца (по закону “продавать” по договору франчайзинга может только юрлицо, “покупать” – юрлицо или ИП).
Чтобы проверить регистрацию, попросите свидетельство о регистрации торговой марки и сравните с договором — та ли марка там указана. Обратите внимание, есть ли в свидетельстве то, что вы планируете продавать (товары/услуги). Зайдите на сайт Федерального института промышленной собственности в “Открытые реестры” и проверьте, есть ли там свидетельство.
Ошибка 3 – Неточные условия договора
Обратите внимание на то, когда, сколько и за что вы платите. На практике оплата выглядит так: “паушальный взнос” — фиксированная сумма, которая вносится разово при подписании договора; роялти — регулярный платеж, фиксированный или по формуле. Адвокаты в Москве говорят, что именно со вторым платежом чаще всего и бывают проблемы: продавец имеет в виду одно, покупатель – другое, а в договоре указано третье.
Ошибка 4 – Нет территории и/или срока
Если вы не укажете в договоре территорию, есть шанс, что завтра через дорогу от вашего заведения не откроется еще одно. Владелец франшизы имеет право продать ее нескольким лицам в одном и том же населенном пункте, если иное не указано в договоре. Так что если вы хотите быть единственным на определенной территории, включите пункт в договор. Также в договоре укажите где, что и как долго вы имеете право делать на условиях франшизы.
Ошибка 5 – Не указаны обязанности и права
Все, что обещает продавец, должно быть отображено в договоре. Отношения сторон должны быть максимально формализованы, чтобы избежать споров. Обучение покупателя, предоставление маркетинговой стратегии и брендбука, сотрудники и оборудование, продвижение — этот список отличается в каждом отдельном случае. Указать все это в договоре особенно важно, если покупатель — новичок, и надеется на полную поддержку в режиме 24/7.
Ошибка 6 – Нет ответственности
На практике мы видим, что если в договоре франшизы нет ответственности, то выбить что-то от продавца будет трудно. Особенно если бизнес по франшизе окажется не таким прибыльным, как обещали. Конечно, всегда можно обратиться в суд и привлечь продавца к ответственности по закону, но не для всех ситуаций есть законодательная норма. Так что советуем включать в договор ответственность по всем принципиальным пунктам.
Больше о договоре франшизы и консультация юриста по телефону +7(495) 969-77-44 в Москве, Долгопрудном и Подмосковье.