С марта 2021 года в РФ были введены в действие дополнения к правилам проведения техосмотра автомобилей. Эти изменения затронули операторов техосмотра и самих водителей. Кроме того у сотрудников ГИБДД появилось право аннулировать диагностическую карту. Ужесточилась административная ответственность операторов технического осмотра, выдающих диагностические карты заочно.
Действие диагностических карт, заканчивающихся с 1 февраля по 1 октября, было продлено на 6 месяцев или как минимум до 1 октября 2021 года.
Для автомобилей, выпущенных в 2017 году, имеющим «возраст» 4 года и не имеющим ещё диагностической карты, проведение техосмотра по новым правилам - обязательно.
Специалисты нашего юридического бюро в Долгопрудном вкратце расскажут об изменениях в правилах.
Причина нововведений в правила техосмотра
Для страховщиков при продаже полиса ОСАГО до августа 2021 года наличие диагностической карты являлось обязательным. К удовольствию автомобилистов проведение технического осмотра и получение диагностической карты в предыдущие годы зачастую осуществлялось «заочно», без осмотра автомобиля или даже через интернет. Как следствие на дорогах стало больше машин, представляющих опасность ввиду плохого технического состояния.
Для исправления ситуации правительство и утвердило своим постановлением новый вариант правил прохождения техосмотра с 1 марта 2021 года.
Конкретные изменения в правилах
Порядок проведения
Водитель может пройти техосмотр в удобном ему пункте ТО, независимо от региона, представив документы на автомобиль и права.
Перед проведением ТО оператор сверяет все номера кузова и других деталей автомобиля с указанными в представленных документах. При несовпадении номеров или их отсутствии оператор отказывает в процедуре техосмотра. Несовпадающие номера должны быть занесены в единую систему техосмотра, чтобы она стала доступной страховщикам и ГИБДД.
При совпадении номеров водитель может оплатить процедуру ТО. Если водитель платить отказывается, то сей факт оператор заносит в систему.
Процедура начинается и завершается проведением фотофиксации автомобиля с указанием времени и геопозиции. Выявленные препятствующие эксплуатации неисправности указываются в диагностической карте, машина направляется на повторный технический осмотр, но деньги не возвращаются.
За повторно проводимый техосмотр водитель опять-таки должен заплатить.
Традиционная диагностическая карта
Карту в бумажном виде, где есть подпись и печать, водитель может получить у оператора ТО в ответ на свой запрос. Но для ГИБДД определяющей является электронная карта, то есть информация о техосмотре в автоматизированной системе.
Аннулирование диагностической карты
Такое право предоставляется сотрудникам ГИБДД. Сделать это они могут при условии, что:
-
Диагностическая карта выдана без проведения техосмотра;
-
Обнаружено несоответствие автомобиля регламентированным требованиям безопасности при наличии диагностической карты.
Решение об аннулировании имеет право принять только руководитель соответствующего отделения ГИБДД. Оспорить это решение поможет консультация автоюриста.
Ответственность операторов ТО
Игнорирование правил проведения техосмотра и выдача некорректной диагностической карты оператором ТО квалифицируется как административное правонарушение согласно КоАП РФ, ст. 14.4.1.
Если ТО не проводилось вообще или неисправности автомобиля были проигнорированы, а диагностическая карта была выдана, то оператор ТО и его сотрудники подвергаются штрафам:
-
Юрлица – до трёхсот тысяч рублей;
-
Руководители – до пятидесяти тысяч рублей;
-
Непосредственные исполнители – до десяти тысяч рублей.
Аналогичные штрафы предусмотрены для случая передачи данных в единую информационную систему о якобы проведённом ТО. При повторном подобном правонарушении оператор может быть подвергнут штрафу до полумиллиона рублей или вообще лишён аккредитации. Мы оказываем юридические услуги и юридическим лицам, так что наша помощь может оказаться весьма кстати.
Чем опасно отсутствие техосмотра при наличии ОСАГО
Диагностическая карта, полученная «заочно», при выявлении подобного факта аннулируется, о чём ГИБДД в 3-дневный срок обязана сообщить владельцу машины.
Сообщат об этом и страховщику, продавшему полис ОСАГО, и в Россоюз автостраховщиков.
Если срок действия диагностической карты истёк
Если имеется действующий полис ОСАГО, а карта «кончилась», то лучше пройти ТО и получить новую. Ибо в случае ДТП по его вине страховщик может выставить ему регрессный иск в размере выплаченного ущерба потерпевшим. И здесь очень важна поддержка юриста по ДТП, особенно в случаях, когда причиной аварии не являлось техническое состояние автомобиля.
Что сохранилось из прежних правил
Порядок проверки состояния технической части автомобиля остался практически тем же. Перечень проверяемых параметров автомобиля однозначно определён правилами ТО в приложении 1.
Техническое состояние автомобиля должно соответствовать нормам безопасности, действующим при его выпуске.
Как с этим жить
Определённая законами №196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» и №170 – ФЗ «О техническом осмотре» обязанность автомобилиста проходить периодический технический осмотр пока сохраняется.
Получение диагностической карты «заочно», то есть без ТО, чревато осложнением отношений с ГИБДД при её аннулировании или вероятностью регрессного иска в случае ДТП по вине владельца.
Отмена привязки диагностической карты к покупке полиса ОСАГО породила несколько неопределённую ситуацию:
-
Либо с марта 2022 года будет введён штраф за отсутствие диагностической карты на управляемый автомобиль в размере 2000 рублей (план);
-
Либо необходимость прохождения технического осмотра и соответственно получения диагностической карты будет законодательно отменена.
У некоторых страховщиков, сотрудников ГИБДД и автомобилистов неопределённость ситуации возбуждает желание «половить рыбку в этой мутной воде». Отстоять свои права, финансы и доброе имя может помочь круглосуточная консультация автоюристов нашего юридического бюро в Долгопрудном.
Мы работаем для жителей Москвы, Долгопрудного и Подмосковья.
Обращайтесь к нам – по телефону +7 (495) 969-77-44 или через сайт.