Руководителю о воинском учёте в организации

Воинский учёт – это обязательный для работодателей комплекс мер, нацеленный на поддержание возможности государства в необходимых случаях «ставить под ружьё» военнообязанных граждан, а также лиц призывного возраста.

О том, как с помощью воинского учёта контролируется своевременность исполнения гражданами своего воинского долга в отдельно взятом предприятии, вкратце расскажут специалисты нашего юридического бюро в Москве Долгопрудном и Подмосковье.

Чем регламентируется учёт

Воинский учёт осуществляется согласно инструкциям, положениям и методическим рекомендациям Минобороны, конкретизирующих в свою очередь нормы федеральных законов об обороне, мобилизации и воинской службе (ФЗ №61, №31 и №53).

Кроме собственно ведения воинского учёта работодатель должен:

  • Содействовать принимаемым военкоматом мерам по учёту сотрудников по месту пребывания;

  • Проводить анализ обеспеченности организации людскими ресурсами во время военного положения, мобилизации или в период военного времени.

ИП не обязаны вести воинский учёт ,но юристы нашего юридического бюро советуют учесть специфику момента и организовать учёт во избежание претензий военкоматов.

За игнорирование правил воинского учёта или нарушения при его осуществлении работодатель и сотрудники могут понести ответственность - вплоть до уголовной.

Кто подлежит учёту

  • Мужчины и женщины, находящиеся в запасе;

  • Непрошедшие службу в армии и призывники  - в возрасте 18 – 27 лет;

  • Обучившиеся на военных кафедрах и в центрах или отслужившие альтернативную службу;

  • Женщины, имеющие отдельные специальности  (картографы, медики и другие).

Организацию и ведение воинского учёта можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Регистрация предприятия, назначение ответственных, заполнение документов учёта и форм отчётности.

При создании компании издаётся приказ об организации на предприятии воинского учёта. Предварительно приказ согласовывается с региональным военкоматом.

Этим же или отдельным приказом назначаются лица, ответственные за ведение воинского учёта. Работодатель должен разработать и утвердить Положение о воинском учёте, должностную инструкцию для ответственного и план воинского учёта, в дальнейшем ежегодно обновляемый.

Если ответственных несколько (при числе работающих свыше 2000 человек), их объединяют в военно-учётный стол и выделяют им помещение с сейфами для хранения воинских документов, в том числе строгой отчётности.

Если ответственный совмещает учёт с основными обязанностями, ему полагается доплата. Подробности можно выяснить, получив консультацию юриста по трудовому праву.

Работодатель обязан зарегистрировать организацию по месту расположения в комиссии (отделе) по воинскому учёту и бронированию при администрации района или населённого пункта. В этой же комиссии при предоставлении карточки организации можно получить информацию о возможности бронирования сотрудников.

Оформляется стенд воинского учёта, содержащий  нормативно-правовые акты, правила воинского учета и другую информацию, подробности о которой можно узнать, обратившись в военкомат.

Ответственный за воинский учёт определяет работников, подлежащих учёту на основании законов и приказов МО. На каждого подлежащего учёту на основании его военного билета или удостоверения призывника заполняется личная карточка (форма №10) в традиционном и электронном виде. Ведением картотеки должен заниматься только ответственный за учёт.

В процессе заполнения карточек может выясниться, что сотрудник не регистрировался в военкомате. Ему выдаётся направление в военкомат, и информация о нём передаётся в военкомат в двухнедельный срок.

Из карточек военнообязанных формируется картотека по категориям военнообязанных согласно Инструкции по воинскому учёту. Составляется список состоящих в запасе сотрудников, один экземпляр которого направляется в военкомат, второй – хранится в организации.

Работодатель может иметь право бронировать сотрудников в целях бесперебойной и эффективной работы компании в военное время, в период военного положения или мобилизации. Карточки забронированных выделяются в картотеку лиц, состоящих на специальном учёте. Организацией при поддержке военкомата оформляются удостоверения об отсрочке. Юристы нашего юридического бюро обращают внимание, что категории лиц, имеющих право на отсрочку, чётко прописаны в законе.

Обязательно создаётся журнал проверок состояния учёта, прошитый, пронумерованный и скреплённый печатью организации и подписью руководителя. В него проверяющими - сотрудниками военкомата или работниками соответствующих подразделений администраций, вносятся результаты проверок.

Этап 2. Поддержание данных воинского учёта в организации в актуальном состоянии, информирование военкоматов о текущих изменениях.

Ежегодно военкоматом или комиссией при администрации проводится выездная проверка состояния воинского учёта на предприятии, или ответственный за воинский учёт приглашается для сверки данных.

Ответственный обязан вносить текущие изменения данных военнообязанных в картотеку и в двухнедельный срок информировать об этом военкомат, направив листок-сообщение. Контролю подлежат изменения данных, указываемых в личной карточке состоящего на воинском учёте.

Ведение воинского учёта предусматривает своевременную передачу в военкомат информации о принимаемых или уволенных работниках, списки работников мужского пола, отчёт о численности, карточку организации. Данные должны быть переданы в установленные положением о воинском учёте сроки.

Этап 3. Особенности воинского учёта в период мобилизации

Основными задачами системы воинского учёта в этот период являются:

  • Своевременное оповещение сотрудников о вызовах в военкомат и вручение повесток;

  • Проведение разъяснительной работы с сотрудниками о важности исполнения воинских обязанностей в период мобилизации и о её порядке;

  • Направление в военкомат информации о случаях отказов сотрудников от выполнения мобилизационных обязанностей;

  • Информирование военкоматов о выявленных несоответствиях в документах воинского учёта.

Как отмечают юристы нашего бюро, в ходе разъяснительной работы следует обратить внимание работников об ответственности административного характера за неявку в военный комиссариат и уголовной ответственности за уклонение от воинской службы.

Работодатель должен содействовать сотруднику – предоставить возможность явки в военкомат с сохранением места и среднего заработка.

Следует также дополнить информационный стенд по ВУ памяткой по мобилизации.

Нарушения правил воинского учёта и бронирования граждан чреваты серьёзными последствиями. Работодателю не стоит игнорировать консультации юристов, но стоит поддерживать постоянный контакт с военкоматом.