Работодателю о коллективном трудовом споре

Стар как мир конфликт между желанием работодателя сделать свой бизнес максимально выгодным и желанием коллектива сотрудников его фирмы получать больше, работать меньше и в более комфортных условиях. Поэтому ситуации обострения этого конфликта – коллективные трудовые споры, а также способы их разрешения и защиты интересов каждой из сторон, давно и детально прописаны в ТК РФ и других законодательных актах. Разобраться в хитросплетениях гарантий, прав и обязанностей участников трудового коллективного спора поможет консультация юриста по трудовому праву. Наше юридическое бюро готово оказать квалифицированную помощь представителям бизнеса в Долгопрудном, Москве и Подмосковье.

Основания коллективных трудовых споров

Как правило, конфликт интересов между нанимателем и работниками  «разгорается» на основе следующих причин.

  1. Несовпадение интересов работников и работодателя  при разработке соглашения или колдоговора, или же невыполнения работодателем норм колдоговора, к примеру, по охране труда, сроков выдачи зарплаты и других.

  2. Попытка работодателя ввести новые нормы, не согласованные с профсоюзом при его наличии или представителями трудового коллектива.

  3. Недовольство условиями труда, закреплёнными работодателем. При этом условия труда, зафиксированные в законах РФ, предметом спора быть не могут.  Наши специалисты готовы провести работодателям юридическую консультацию в оценке законности выставленных требований.

Работодатель, как и трудовой коллектив являются субъектами спора и правомочны осуществлять все действия через своих представителей.

Процедура выдвижения требований

В коллективном трудовом споре заявить работодателю претензии сотрудников имеет право только профсоюзная организация. Если профсоюза нет, то сотрудниками проводится общее собрание, на котором большинством голосов избираются представители, и детализируется перечень выдвигаемых требований. Собрание действительно при наличии кворума в 50% и более сотрудников. Работодатель обязан выделить помещение для собрания и обеспечить доступ сотрудников.

Избранные представители коллектива оформляют требования в письменном виде и подают их работодателю с обязательной регистрацией документа. В Федеральную службу по труду и занятости направляется копия.

Реакция работодателя на требования

Работодатель не имеет права «положить под сукно» выдвинутые трудовым коллективом требования. Он обязан в трёхдневный срок принять решение и сообщить его письменно профсоюзной организации или избранным представителям. Важный момент – если требования были переданы полномочным представителям работодателя, то на принятие решения работодателю отводится месяц. Но работодателю следует учесть, что коллектив работников имеет право подкреплять свои требования путём пикетов, демонстраций, митингов и забастовок на период до получения решения работодателя. Консультация трудового юриста позволит избежать негативных последствий эскалации конфликта.

Три последовательных шага к примирению

Если работодатель принял решение, и оно не удовлетворило коллектив, или же работодатель не уложился в срок, то исполнительная власть инициирует примирительные процедуры в определённой законом последовательности. За отказ от выполнения процедур любая из сторон конфликта будет подвергнута административной ответственности.

Шаг №1 – формирование примирительной комиссии. В течение трёх дней работодатель своим приказом и представители коллектива решением со своей стороны делегируют в комиссию равное количество членов. В пятидневный срок с момента формирования комиссия разрабатывает перечень мер для примирения сторон, сроки их выполнения  и оформляет решение протоколом. Если в сроки, закреплённые протоколом комиссии, примирение сторон не состоялось, то стороны делают следующий шаг.

Шаг №2 – приглашение посредника, кандидатура которого удовлетворяет обе стороны  или назначена Службой по урегулированию. Посредник в рамках закона может применять для решения конфликта  любые способы и методы. В течение недели посредник принимает меры к примирению сторон, после чего оформляется письменно либо решение о согласии сторон, либо следующий протокол существующих разногласий.

Шаг №3 – арбитраж трудовой. Если и второй шаг не дал результата, то в течение трёх дней с момента выдачи посредником протокола разногласий формируется арбитражная комиссия. В неё входят представители трудового коллектива, работодателя и арбитры от Службы урегулирования. В течение пяти дней арбитражной комиссией разрабатывается очередной комплекс мероприятий для урегулирования спора. Стороны спора обязуются исполнять этот комплекс, соглашение о чём подписывается заранее.

Последний бой

Если предыдущие шаги не разрешили конфликт, сотрудники предприятия имеют право бастовать. Представители коллектива письменно за 5 дней «до» уведомляют работодателя, что работники отказываются добровольно от выполнения своих обязанностей до принятия разрешающих конфликт мер. Стороны во время забастовки должны продолжать переговоры для достижения договорённости.

Законодательством регламентированы все аспекты коллективного трудового спора:

  • Участие госорганов в процессе разрешения трудового конфликта;

  • Порядок проведения забастовок как конституционно закреплённого метода разрешения коллективного трудового спора;

  • Предоставляемые обеим сторонам конфликта гарантии, в их числе запрет на увольнение сотрудников в массовом порядке вследствие трудового спора.

Привлечённый вовремя квалифицированный юрист по трудовому праву поможет скорейшему разрешению конфликта, соблюдению норм права в процессе его разрешения и выходу из ситуации спора с минимальными издержками.

Чтобы воспользоваться помощью специалистов нашего юридического бюро, достаточно просто позвонить по  телефону 8 (495) 969-77-44 или оставить заявку на сайте.

Мы работаем в Долгопрудном, Москве и Подмосковье.