В ГИБДД часто нарушают права водителей по той причине, что последние их просто не знают. К примеру, маскируют просьбы под законные требования. Разница в том, что требование — право сотрудника ГИБДД, которое прямо указано в законе, и за отказ водителя могут привлечь к ответственности. Просьба — все остальное, от чего водитель имеет право отказаться.

Начнем с того, что сотрудник ГИБДД требует от водителя выйти из авто. Но в законе четко указано, что он обязан покинуть салон после того, как составлен протокол о досмотре, задержании транспорта или водителя, отстранении пьяного водителя от управления. Во всех остальных случаях это не законное требование, а просьба, которую водитель имеет право не выполнять.

Сотрудник ГИБДД может предложить водителю сесть в патрульное авто или пройти в офис, если его участие необходимо для оформления документов. Из этого следует вывод — если водитель не хочет этого делать, то он и не обязан. И сотрудник ГИБДД не имеет право угрожать админ арестом на 15 суток.

Закон предусматривает, что сотрудник ГИБДД может осматривать авто через окно. А если он открывает двери и багажник, то это никакой не осмотр, а досмотр, который должен проходить по веским причинам, с видеосъемкой, участием понятных и протоколом. И простое требование сотрудника ГИБДД открыть багажник — в 99% просьба, а не законное требование.

Приказ “дыхнуть” — тоже не законное требование, а просьба. Другое дело, если сотрудник ГИБДД просит дунуть в алкотестер с одноразовым мундштуком и специальным клеймом на пломбе. Но делать это нужно, опять же на основании специального протокола, а также в присутствии понятых.

Ну и финальный “аккорд” — если сотрудник ГИБДД согласился ждать, когда водитель привезет забытые дома права, он не имеет право требовать в залог паспорт. Это прямое нарушение приказа МВД №80, где указано, что паспорт —не залоговое средство.